Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наука является одной из самых востребованных отраслей хозяйства в современном мире, поскольку с научной деятельностью так или иначе связано абсолютное большинство видов человеческой деятельности. Современная наука является чрезвычайно разветвленной, охватывающей широкий круг вопросов бытия, разнородных, как по своим природе и проявлениям, так и по влиянию на жизнь человека. При этом, разнородные виды деятельности по исследованию огромного числа объектов и явлений, существующих, существовавших ранее или предположительно возникнувших в будущем как в реальном мире, так и в виртуальном пространстве-времени консолидирует в единый вид деятельности — науку комплекс научных методов познания. Одним из методов, входящих в него и является экспериментальный. Его использование в практике широкого спектра научных дисциплин позволяет не только получать новые знания, но и способствует быстрейшему продвижению их в плоскость практического применения. А, поскольку в настоящее время наука рассматривается в качестве производительной силы общества, изучение и развитие самих научных методов, в том числе и экспериментального, является весьма актуальным теоретическим и практическим вопросом современности.
Целью настоящей работы является рассмотрение экспериментального метода научных исследований с точки зрения методологии современной науки. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• определение места и роли эксперимента в методической системе научного познания;
• рассмотрение особенностей экспериментального метода исследования, его видов и разновидностей;
• изучение истории возникновения и рассмотрение эволюции экспериментального метода исследований;
• рассмотрение применимости экспериментального метода исследования в различных областях науки, ограничений на применение экспериментального метода.
В данной работе в качестве метода исследования выступает анализ литературных источников.
Объект исследования – экспериментальный метод в научных исследованиях
Предмет исследования: основные характеристики, история развития и направления применения эксперимента, как метода научных исследований.
1. Экспериментальный метод в системе методологии научного познания
1.1 Особенности научного познания
Одной из особенностей бытия человека является познавательная деятельность. Любой человек в течение всей своей жизни постоянно сталкивается с необходимостью узнавать что-то новое, формировать свои представления о тех или иных объектах или явлениях. При этом, процесс познания объективной реальности может происходить, как спонтанно (когда человек, не ставя перед собой такой цели специально, сталкивается с чем-то неизвестным и познает его), так и быть целенаправленным (связанным с осознанным поиском новых знаний и/или неизвестных объектов и явлений для их познания).
Одним из направлений человеческой деятельности, связанным с целенаправленным поиском новых знаний и их систематизацией является наука. Под наукой понимается «Исторически сложившаяся форма исследовательской деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включая все условия и моменты этого производства. В отличие от других форм человеческих знаний, наука объясняет явления и процессы исходя из их собственного содержания, для чего разрабатывает специальные методы, язык и критерии истинности ». В настоящее время наука представляет собой разветвленную по специфике своих интересов отрасль человеческой деятельности, направленную именно на поиск новых знаний, т.е. знания являются целью науки, а не побочным продуктом развития (как в других отраслях).
С научной (т.е. связанной с поиском новых знаний) деятельностью тесно связаны понятия научного знания и научного познания. Научное знание – это предмет научной деятельности, его получение и составляет цель научных исследований. К научному относят не всякое знание вообще, а то, которое отвечает определенным критериям. К ним относятся:
• Доказательность, или рациональность, — логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями, т.е. неукоснительное соблюдение логического закона достаточного основания. Под таким основанием понимается полная совокупность заведомо истинных положений, из которых логически вытекает обосновываемое положение. Данный критерий исключает из науки аргумент-веру, т. е. утверждение: «Это истинно, так как я в это верю»;
• Непротиворечивость. В научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений, поскольку два отрицающих друг друга предложения не могут одновременно быть истинными;
• Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость — возможность установления истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий. Критерий включает в себя два компонента: подтверждение (верификацию), которая ориентирована на подтверждение истинного в гипотезе и опровержение (фальсификацию), ориентированную на отсечение ложного в научном знании. Совпадение предсказанных гипотезой следствий с фактами (достоверными практическими результатами) служит критерием ее истинности, их несовпадение — критерием ложности. Однако, один акт подтверждения или опровержения не решает проблему истинности какого-либо знания. Только благодаря длительному многоактному процессу верификации и фальсификации знание гносеологически приближается к объекту и становится возможным сделать заключение об его истинности.
• Воспроизводимость эмпирического материала. Факты, которые использовались при создании теории, должны статистически устойчиво повторяться в наблюдениях или воспроизводиться в экспериментах, выполняемых другими исследователями в тех же условиях;
• Общезначимость (интерсубъективность) – возможность признания всеми или большинством членов научного сообщества новых научных положений после их логического доказательства, включающего и эмпирическое подтверждение;
• Системность (целостность, когерентность) – взаимосвязность и взаимозависимость всех элементов научного знания, невозможность добавить в систему знаний новые элементы или удалить из нее прежние без достаточно веских на то оснований. Частным случаем критерием системности является принцип соответствия, который утверждает, что новая теория должна переходить в старую в тех условиях, для которых эта старая была установлена. На свойстве системности знания основывается логический критерий истины: если гипотетическое знание по законам логики соответствует уже принятому знанию, то оно тоже истинно.
• Эссенциальность (от латинского «эссенция» — сущность) — направленность на выявление сущности объекта, под которой понимается совокупность причин и законов, определяющих существование и функционирование объекта. Поэтому чисто описательное знание не может еще считаться научным, хотя может рассматриваться в качестве его необходимого компонента.
• Однозначность. Термины, выражающие главные научные понятия, должны иметь одно значение. В научном тезаурусе не должно быть омонимов (слов одинакового написания и звучания, но разного значения) и синонимов (слов разного написания и звучания, но одинакового значения). Однозначность наряду с доказательностью обусловливают точность научного мышления;
• Способность к развитию. В науке постоянно генерируются новые идеи, уточняется и углубляется содержание понятий, критикуются гипотезы, ставятся новые эксперименты, осваиваются новые объекты, создаются инновационные методики, возникают неисследованные проблемные поля. В результате этого наблюдается непрерывный рост научного знания. По указанному критерию научное знание особенно сильно отличается от мифологии и религии, которые представляют собой неразвивающиеся системы знания .
Комплекс действий, направленных на получение знаний, соответствующих критериям научных, получил название научного познания. Оно представляет собой сложный, подчас, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, гипотез, теорий, законов и других идеальных форм, которая закреплена в языке – естественном или искусственном (математических символах, химических формулах и т.п.) . Потребность получения в рамках научного познания знания, соответствующего критериям научного, способствовало выработке определенного комплекса методических подходов и приемов, получившего название метода научного познания. Структура научного метода включает: методологические подходы и принципы; процедуры и операции, направленные на сбор, регистрацию, хранение, поиск, систематизацию и преобразование информации. Основу научного метода, по мнению большинства исследователей, составляют подходы и принципы (теория метода). Подход определяет основной путь решения исследовательской задачи, т. е. стратегию исследования. Принцип - это определенное правило, исходное положение или норма (постулат, аксиома), на основании которой Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира: Учеб. пособие / Краснояр. Гос. ун-т: Красноярск, 2002. 320 с.
2. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.
3. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М.: Наука, 1976. 292 с.
4. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
5. Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы. Москва, Изд-во Московского университета, 2012, 336 с.
6. Пономарев, А.Б. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
7. Светлов В.А. История научного метода. М.: Акад. проект, 2008. 700 с.
8. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 323-324.
9. Филатов В. П. Мысленные эксперименты в науке и в философии // Epistemology & Philosophy of Science, т. 25, №. 3, 2010, сс. 5-15.
10. Философия [Электронный ресурс] : практическое руководство: учебно-методическое пособие / Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова", Каф. филос. ; сост.: А. Т. Лымарь. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2009-. - 12 см.